16 ноября 2019 г.
Карта
сайта
Контакты

Эпоха возрождения

Украинские производители сельхозтехники готовы бороться за экспорт и создавать СП с иностранцами. Помочь этому могут программы государственного и частного лизинга, развивающиеся не первый год. Также в стране могут появиться производственные площадки ведущих марок мирового агромаша. Пока же рынок насыщается импортом, включая неплохое западное б/у.
В апреле в сельхозмашиностроении Украины было анонсировано сразу несколько международных проектов. Так, Харьковский тракторный завод (ХТЗ) заключил контракт о поставке на Кубу тракторов на сумму 97 млн грн. Интересно, что техника фактически покупается на российские деньги: 82 млн грн. из общей суммы – это кредит Москвы Гаване. Собираться машины также будут в России, куда отечественное предприятие поставит машинокомплекты, отмечает гендиректор Сергей Серебряков. И добавляет, что в январе-2013 ТОО "Канди-Алматы" (Казахстан) начало сборку тракторов модели "ХТЗ KZ" при поддержке АО "КазАгроФинанс".
А Южный машзавод им. Макарова ("Южмаш", г. Днепропетровск) договорился с китайскими компаниями Citic International и YTO International о производстве и поставке на украинский рынок тракторов "YTO-ЮМЗ". Директор департамента инженерно-технического обеспечения и с/х машиностроения Минагрополитики Александр Григорович уточняет, что Китай постарается привлечь на проект правительственные кредиты.
Есть куда развиваться
Тем самым национальный агромаш ведет активную внешнюю политику. Например, на ХТЗ доля экспорта в І квартале 2013 года достигла 92% сбыта. Но в нашей стране нет такого масштаба экспортной поддержки, как в РФ, сетует С.Серебряков, где на это давно работает ряд финансовых инструментов (льготное кредитование, субсидирование процентных ставок экспортерам). "Россияне ведут в сегменте эффективную экспортную политику, из-за чего мы теряем рабочие места и прибыль, – говорит специалист. – Нет в Украине также системы поддержки и защиты внутреннего рынка. Так, в І квартале мы продали в собственной стране всего 9 тракторов. Поэтому сейчас мы разрабатываем программу развития отечественного сельхозмашиностроения. Если будет обеспечена государственная поддержка, завод сможет увеличить ежегодный выпуск тракторов до 20 тыс. штук".
В этой связи в Украинском клубе аграрного бизнеса нам напоминают, что в 1990 году Украинская ССР произвела 106,2 тыс. тракторов. Однако уже в 1995 году выпуск упал более чем в 10 раз, до 10,4 тыс. шт., и начал восстанавливаться только в 2002-2003 годах. Неудивительно, что в сегменте доминирует импорт, в котором лидирует старый добрый Минский тракторный завод (около 25% ввоза тракторов в Украину в 2012). За ним в рейтинге следуют американские John Deere (20%) и Case (13%). Схожая ситуация и по рынку в целом: глава Минагрополитики Николай Присяжнюк признает, что в прошлом году отечественные аграрии приобрели почти 15 тыс. ед. различной техники на 6 млрд грн. 82% данного объема составил импорт, хотя страна способна самостоятельно производить около 80% требуемых машин.
Министр сетует, что значительная часть импорта – это б/у. "Если новые иностранные трактора и комбайны способны работать по 15 лет, то для изношенных срок намного меньше. Поэтому нам с Минэкономразвития надо подумать над ограничением ввоза б/у техники. Уже предлагалось ввести импортную пошлину в 35% на машины старше 3 лет", – говорит Н.Присяжнюк. Эксперты возражают, что аграрии отдают предпочтение зарубежным машинам, т.к. те эффективнее, проще в обслуживании и потому быстрее окупаются. А директор департамента стратегического планирования развития экономики Минэкономразвития Евгений Олейников подчеркивает: "Нельзя просто взять и повысить ввозные пошлины, это происходит по результатам соответствующих расследований. Во-первых, расследование должно быть инициировано, во-вторых – проведено, и должны быть установлены основания для защитных мер".
Так или иначе, страна остро нуждается в обновлении парка агротехники, поскольку амортизационный срок уже отработало 78% сельскохозяйственных тракторов и 72% зерноуборочных комбайнов. Минагрополитики оценивает национальную потребность в тракторах в 400 тыс. ед., а в зернокомбайнах – в 75 тыс. ед. (сегодня есть порядка 50 тыс.). И обещает поддержать АПК при закупках такой техники путем отсрочки уплаты НДС после реализации готовой продукции. Не забыли и о лизинге: Госпрограммой активизации экономики на 2013-2014 годы на финансовый лизинг агротехники предусмотрено 1,2 млрд грн., чего должно хватить примерно на 4000 различных с/х машин. По словам министра, на сегодняшний день стоит задача на каждую государственную гривну привлечь 4 грн. от производителей или кредиторов. При этом агрокооперативам на лизинг планируется выделять 1 млрд долл. в год.
Лизинг в помощь
Впрочем, аналитики напоминают, что механизмы государственного лизинга агротехники созданы уже много лет назад, но недостаточно действенны ввиду сложностей нормативной базы. НАК "Украгролизинг" учреждена в 1999 году и с того времени закупила и передала в лизинг технику на 2 с лишним млрд грн., или более 21 тыс. ед., в т.ч. почти 7000 тракторов, немногим менее 700 комбайнов, свыше 10 тыс. ед. другого почвообрабатывающего и посевного оборудования. В 2012 году пользователям передано 168 ед. различной техники на общую сумму 69 млн грн., больше всего получили аграрии Крыма, Харьковской и Николаевской областей. Глава правления НАК Николай Шпак связывает этот довольно слабый показатель с тем, что Минагрополитики согласовало Перечень и предельные цены на технику для финансового лизинга лишь 13 июля минувшего года, поэтому фактическая закупка и поставка была невозможна.
В 2013 году компания должна получить более 160 млн грн. бюджетного финансирования (министерство предлагало 830 млн грн., а на 2014 – 1,3 млрд грн.). Н.Шпак приводит пример: финансовый лизинг позволяет на каждые 100 млн грн., вложенные сельхозпроизводителями, произвести машин и оборудования на 260 млн грн. При этом машиностроители получают гарантию предоплаты, могут работать по оптовым и внесезонным схемам, плюс использовать лизингодателей в создании дилерской сети. "Немаловажно, что в лизинг предоставляется только продукция украинского агромаша, – акцентирует чиновник. – В былые годы иным машпредприятиям это приносило крупные инвестиции, кое-где бывало, что продажи под лизинг составляли больше половины валового производства". Добавим, в 2010 году создана еще одна лизинговая госструктура – ГП "Спецагролизинг".
И государственным лизингодателям еще есть, над чем работать. Так, лизинговый процент "Украгролизинга" составляет 7% годовых, тогда как в России машзаводы способны предлагать 4-4,5% годовых, подтверждает директор представительства холдинга "Ростсельмаш" (г.Ростов-на-Дону) в Украине Дмитрий Дьяченко. На этом фоне выделим активность частных структур. Например, в начале года ЕБРР и "Райффайзен Банк Аваль" запустили совместную программу по предоставлению аграриям кредитных и лизинговых ресурсов на закупку техники John Deere. В рамках программы предполагается среднесрочное финансирование в долларах США или гривнах, уточняет МинПрому замглавы правления "Аваль" Артур Илияв, бюджет проекта на 2 года – 50 млн долл., ставка лизинга – от 1%.
Одновременно Кабмин намерен развивать практику компенсации ставок по кредитам агрохозяйств на приобретение техники и вообще инициирует пакет льгот для отечественного сельхозмаша. В Программе активизации на данные цели предусмотрено 5 млрд грн. под госгарантии. Итогом всех этих потуг должен стать рост выпуска тракторов к 2017 году до 12800 шт./год, а комбайнов – до 2500 шт./год. В целом же только в ближайшие 5 лет на обновление национального парка агротехники нужно не менее 120 млрд грн., подсчитали в правительстве. Для сравнения, в 2012 году страна выпустила с/х машин на менее чем на 4 млрд грн. Ежегодные потери от нынешней изношенности парка только по зерновым оцениваются в 6 млн тонн.

<< Вернуться МинПром