16 ноября 2019 г.
Карта
сайта
Контакты

Виннипегские мотивы РОСТСЕЛЬМАШ

В начале июня представительство РОСТСЕЛЬМАШ в Украине организовало тур для группы украинских аграриев на собственное производство в Ростове-на-Дону, а также Buhler Industries в Виннипеге (Канада). Результат тест-драйва техники на канадских полях был столь впечатляющим, что заставил серьезнее присмотреться к этому производителю сельскохозяйственной техники.
Ростов-на-Дону
Донская комбайновая столица встретила группу из десяти украинских аграриев и одного журналиста жарким июньским утром. Экскурсионная программа началась с посещения музея техники. Первые каменные катки для обмолота зерна и простейшая жатвенная «лобогрейка» (произведения завода «Красный Аксай»), конные грабли, различные модификации «Сталинца» и известные старшему поколению СК-3 и СК-4 – корабли целинных полей, современные ACROS, VECTOR и TORUM – все это также навевало атмосферу легкой ностальгии. Здесь же стояли и трактора VERSATILE канадских машиностроителей. Но вот мы и на производстве.
Первым мы увидели гигантский, 33 тыс. квадратных метров, современный автоматизированный склад запчастей. Его высота достигает 15 метров, на полках разложено 15 тысяч позиций, различающихся по штрих-кодам на таре, деловито снующими по складу автокранами лихо управляли симпатичные ростовчанки. А дальше – цехи и заводы, которых здесь несколько. Территория предприятия огромна – 100 га. Завод выпускает более 100 моделей и модификаций техники – собираются тракторы, комбайны, опрыскиватели, самоходные косилки, адаптеры. Предприятие входит в Промышленный Союз «Новое Содружество», в составе которого лакокрасочные заводы «Эмпилс» и «Элакс», «Ростовский литейный завод» и «Ростовский прессово-раскройный завод», а также заводы ООО «Клевер» и ОАО «Морозовсксельмаш». Постепенно мы продвигались между производственными линиями в сопровождении Алексея Швейцова, коммерческого директора компании Ростсельмаш, и Дмитрия Дьяченко, генерального директора представительства РОСТСЕЛЬМАШ в Украине. Создавалось впечатление, что на производстве малолюдно, нет суеты, но вот навстречу или сзади выезжают погрузчики, вспыхивают сварочные огни, передвигаются краны с деталями, за пультами видны операторы – идет четко отлаженная работа, отгружаются заказы.
Прессово-раскройный завод, например, вооружен семью единицами современного лазерного раскроя. Подобного объема лазерного оборудования нет более ни в самой РФ, ни в странах СНГ, да и в Восточной Европе в целом. Завод работает не только на собственное комбайновое производство, также выиграли тендеры по изготовлению спецзаказов других заказчиков. Подобные работы составляют 20% от общего производства. Поставщики металла отечественные – Северсталь, Магнитогорский МК, Новолипецкий, частично – наш Донецкий МЗ. Наибольший интерес для нашей делегации представлял, естественно, цех сборки. Здесь можно было воочию увидеть все детали, узлы и механизмы – как они ставятся, крепятся, регулируются. Шасси двигалось по конвейеру и постепенно обрастало узлами, превращалось в готовый комбайн. На громадном табло в центре цеха – табличка сборки в режиме on-line, где виден цикл – смена, месяц, такт, отклонение от графика. На момент нашего посещения цех собрал на одну машину больше, нежели было запланировано. Один украинский хозяйственник на выходе из цеха пожал руку его начальнику. – «Знаете, за что?» – спросил. – «Нет». – «А за то, что на всей линии сборки мы не услышали стука молотка. Это показатель». Следует сказать, что производство сертифицировано по стандартам качества ISO 9000, внедрена система бережливого производства, работает принцип непрерывного улучшения - кайдзен, 5 S, система «точно вовремя» – детали попадают точно в срок именно в то место, где они нужны, а не в какое-либо другое. Четырехступенчатую систему качества помогала внедрять группа специалистов из Toyota.
Собранный комбайн далее тестировался в трех соседних камерах-боксах, совершал тестовую трехкилометровую «пробежку», еще один тотальный контроль качества – и машина отправлена на остаточную покраску. Собирались также новые ACROS, VECTOR, TORUM. Многие обратили внимание на стоящий в углу комбайн на гусеничном ходу. Это комплектовался комбайн для уборки риса и, как утверждали специалисты, благодаря своей жатке с беспальцевым двойным режущим аппаратом со специальным козырьком, он является лучшим для этой труднообмолачиваемой культуры. В соседнем цехе мы посмотрели как собирался роторный кормоуборочный 1401-й на базе Дона 650-го, получившего серебряную медаль в Париже (Sima 2005) за инновационную модель молотильно-сепарирующего устройства – ротор с вращающейся декой (площадь обмолота и сепарации – 5,4 кв. м!). Бункер комбайна тоже имеет ноу-хау – наклонную камеру битерного типа, что существенно повышает надежность и позволяет на час раньше выйти в поле (когда еще роса) и на полтора часа позже покинуть его вечером.
После ознакомления с производством в аудитории с нами встретилась группа специалистов предприятия, инженеров-конструкторов. Они поочередно охарактеризировали все линейки выпускаемой техники, в том числе и ту, что производится в Канаде. Компания РОСТСЕЛЬМАШ объединяет 13 предприятий, расположенных по всему миру, модельный ряд техники составляет 24 типа сельскохозяйственных машин и более 100 моделей и модификаций комбайнов, тракторов, опрыскивателей, кормоуборочной прицепной и навесной техники, техники для хранения и переработки зерна. Адаптеры, измельчители, дисковые и пружинные бороны, культиваторы, посевные комплексы и опрыскиватели, крутящие моменты и клиренсы, штанги и подвески, режущие аппараты, гидроприводы и насосы, система гашения колебаний штанги, плавающие сцепки и плавающие дышла, подшипники с тройным уплотнением и кронштейны со скребками, шпиндели и шпульки – о чем только здесь не шла речь! О тракторах VERSATILE говорили много, но поскольку знакомство с их производством еще было впереди, многие вопросы были отложены. Отдельной темой звучала характеристика особенностей двигателя Cummins, с производителями которых ростовчане сотрудничают почти полвека. И это был конструктивный разговор. Вопросы из зала звучали деловые, практичные. Например, что можно сделать со старым «Доном» с украинской жаткой, которая при увеличении скорости не режет стебли, а рвет? Или как заменить насос в топливной 117-й системе, который уже не тянет, на 200-й? И выдержит ли двигатель? А возможно ли электронику старого трактора на новый приспособить? И так далее. Абсолютно всех интересовала дальнейшая перспектива ростсельмашевского сервиса в Украине…
Продолжением ростовского вояжа было, конечно же, ознакомление с городом. «Тихий Дон» я прочел не единожды, но вот сам Дон и город на его берегах видел впервые. Поэтому, после ощупывания планетарных механизмов и других узлов техники, жадно впитывал историю этой казачьей столицы, фиксировал на фото виды Набережной, памятники Горькому и Чехову, Шолохову и его героям – Григорию и Аксинье, памятники основателям города, ростовскому купцу и Дону-батюшке, Темерницкую таможню. Разглядывал, насколько позволяли окна автобуса, архитектуру Нор-Нахичевани, городка армянских переселенцев на Дон.
А после был перелет в Торонто и Виннипег.
Виннипег, Канада
Завод Buhler Industries Inc. в Виннипеге, принадлежащий ныне Rostselmash/RSM Group, где производятся трактора VERSATILE, не столь велик, как в Ростове, но и немаленький – занимает 70 тыс. квадратных метров. Вице-президент компании Максим Лактионов и главный операционный менеджер Грант Адольф (Grant Adolph) рассказали историю завода, подробно ознакомили со всеми производственными цехами, позволили украинским аграриям все рассмотреть и ответили на все вопросы. Компания основана в 1932 году, имеет три завода в Канаде и США, продажи ориентированы на Северную Америку и страны СНГ. Покупка предприятия россиянами вернула красный цвет и имя VERSATILE. В 2011 г. здесь был выпущен 100-тысячный трактор. Самый мощный трактор, произведенный на заводе, имел 600 л.с., но был выпущен в единственном экземпляре как подтверждение концепции и находится в музее. Сейчас здесь массово выпускаются тракторы мощностью 575 л.с. На виннипегском предприятии ежедневно собирается 9 тракторов, в производственных и сборочных цехах трудится много филиппинцев (говорят, они самые дисциплинированные и трудолюбивые), есть также украинцы и белорусы.
Затем команда сервис-менеджеров тренинг-центра завода, где зимой проводится обучение инженеров и механиков дилерской сети, организовала занятие и с нашей группой. Наверное, нет смысла вдаваться в подробное описание характеристик моделей и модификаций агрегатов, все это легко можно найти на сайте компании и в ее буклетах. Простые и надежные тракторы, не перегруженные электронными наворотами, универсальные, выполняющие любые виды работ и имеющие доступную цену. Одна из особенностей – легкий доступ ко всем механизмам, который упрощает сервис и ремонт. Менеджеры Роберт, Раян и Тревор детально останавливались на всех секретах ремонта и восстановления таких тракторов. Несомненный интерес для многих представляет гусеничный Delta Trak, который отличается от своего конкурента важными усовершенствованиями. Например, в гусеничном блоке вместо колес поставлены котки, которые значительно уменьшают вибрацию на неровной поверхности поля. Для внутренней части гусеницы сконструированы специальные зацепы, которые не позволяют ей проскальзывать, и нет необходимости дополнительно натягивать гусеницы. Преимуществом колесных VERSATILE является то, что топливный бак размещен посредине, что обеспечивает равномерную загрузку, а при уменьшении количества топлива баланс меняется. А ведь правильное сбалансирование грузов – немаловажная деталь эффективной эксплуатации тракторов, гарантия их экономичности и долговечности. Поэтому важно груз на тракторе размещать равномерно, при передвижении 55% груза находится впереди, а 45% – сзади. Еще одна особенность – конструкция планетарных мостов, на которых масло изолируется от гидравлической системы и его излишки не попадают на другие части. Шестеренки планетарного механизма через некоторое время снимаются и переворачиваются на другую сторону, обеспечивая равномерный износ и вторую жизнь механизму. Важным является и то, что при замене подшипников нет нужды снимать шину колеса, необходимо только поднять крышку.
Весь следующий день мы провели на полигоне учебного центра, каждый из нас имел возможность произвести тест-драйв любой техники, стоящей здесь. Обкатывали все модели тракторов VERSATILE, универсальные Row-Сrop, гусеничный Delta Trak и опрыскиватель. А особо любознательные, такие, как Олег Брензей («Био-Агра»), Денис Шамардак (Агропрод-Донбас), Василий Калашник (Агроинвест-груп) горели желанием полностью разобрать и собрать технику заново. В любом случае, они получили ответы на все интересующие их вопросы. А еще мы побывали в гостях у одного из лучших дилеров техники VERSATILE в этой провинции (Манитоба), познакомились с его цехом, складом и магазином. Семейным бизнесом руководит 37-летний бизнесмен, вместе с ним работают два его брата и их отец. Компании, с которыми они сотрудничают, находятся в радиусе 100 км, сервисное обслуживание производится в течение часа.
Завершилась производственная экскурсия выездом в фермерское хозяйство Джона Флассена неподалеку от границы США, возделывающего вместе с сыном, женой и невесткой (в сезон нанимается пара рабочих) 1,2 га земли. В хозяйстве имеется три трактора, элеватор, набор другой техники. Жена, Дарлин, в этот момент управляла газонокосилкой, по двору носился дружелюбный черный ньюфаундленд. Самого же хозяина мы нашли в поле. К слову, поля в этой провинции выглядели удивительно ровными, как бильярдные столы. Севооборот у фермера трехпольный: пшеница-кукуруза-соя. На провокационные вопросы наших соотечественников – а не регулирует ли севооборот государство? – Джон удивленно хлопал ресницами. На глаз пшеница тянула на 6 т и наши хозяйственники быстро прикинули, что если бы сюда кое-что привнести, да при этой влажности – тут 8-10 т легко можно было бы получить. На что Джон ответил: «А зачем?»
На пути к Ниагарскому водопаду мы побывали в чудесном местечке в провинции Онтарио – на виноградниках и производстве самого известного и дорогого ледяного вина – Icewine. Это десертное вино готовится из винограда, замороженного на лозе. Вкус действительно незабываемый.
Грант Адольф (Grant Adolph, Виннипег):
– Я 38 лет на этом производстве, начинал как инженер-конструктор, прошел все этапы личного становления и становления завода. Честно говоря, когда стало известно, что нас приобретает РОСТСЕЛЬМАШ, я был обеспокоен. Но сейчас я счастлив тем, что здесь происходит. Главное – изначальная концепция не изменилась. Мы производим не модный, а простой и надежный трактор. Наши конкуренты, как правило, мало следуют тому, что нужно потребителю, предлагают то, что сами считают нужным. Если гидравлика, то только электронная, мы же предлагаем и механическую, и электронную. У клиента всегда должен быть выбор. А еще важно для клиента и в СНГ, и в Америке – сократить время обслуживания техники. Чем дольше она в ремонте, тем меньше находится в поле, тем ниже продуктивность. Поэтому наши агрегаты легки в обслуживании и ремонте, большинство неполадок устраняеют сами механизаторы.
Василий Калашник, совладелец «Агроинвест групп», Одесса:
– Сотрудничество с РОСТСЕЛЬМАШ мы начали в 2010 г., приобрели на хороших условиях три 375-х трактора, один самоходный опрыскиватель и два прицепных. Действительно, техника проста в обслуживании, надежна в эксплуатации. Мы работаем на ней около 3 лет в две смены постоянно, меняем только масло. Машины выполняют любые операции на любых культурах. Еще такие положительные моменты – техника легко осваивается нашими механизаторами, плюс, благодаря лояльной политике к своим клиентам, она вполне доступна. Если сравнивать соотношение «цена и качество», РОСТСЕЛЬМАШ – наиболее выгодный партнер. В моих планы входит приобретение еще нескольких единиц техники уже в этом году. Есть одно пожелание – ускорить налаживание сервисных центров, службы по эксплуатации, создание в Украине склада запчастей, как и в Ростове. Сегодня это самое главное условие, которое выдвигает потребитель. Нас интересует – как организовано обслуживание, доставка запчастей и т.д. Если этот пункт успешно решается, мы легко будем идти на покупку.
Олег Брензей, главный инженер компаии «Био Агро»:
 – Увиденное на производстве в Ростове-на-Дону еще больше, чем в Виннипеге, изменило мое мнение о компании. Приятно удивили преобразования на РОСТСЕЛЬМАШ – немецкие резальные станки, электродуговая сварка, лазерный раскрой, культура производства уже приближается к европейским аналогам. Серьезно выглядит и сама техника. Комбайн – двигатель импортный, коробки немецкие, редуктора, передающие крутящий момент от двигателя, множество инноваций. Как, например, вращающееся деко на роторе, добавляющее продуктивности, наклонная камера, увеличивающая пропускную способность. Главное, чтобы эти новшества быстрее обкатались в поле. Поездка принесла положительные впечатления – все вопросы решены успешно, удалось поработать, посмотреть, испытать на полигоне. Там же были специалисты, которые смогли многое объяснить из того, что не прочтешь в инструкциях. Ведь, к сожалению, зачастую мы видим товар глазами дилера. И когда задаешь вопросы, он говорит – вот это есть, а другого нет. У любого дилера техника, как правило, не только одной компании, и вряд ли он уделит вам столько времени, как производитель. Если сможет это сделать РОСТСЕЛЬМАШ – ему поверят. А подобные поездки очень полезны, даже бесценны.
Владимир Пахота, генеральный директор ТД «Украгропром»:
–Главное, что люди неравнодушны к своему делу, отношения между сотрудниками, словно в большой семье. Это дорогого стоит. Техника достойная, особенно тракторы, почвообрабатывающие агрегаты, дисковые бороны. Если будет обеспечен качественный сервис, многие обратят на нее внимание. В России у компании проблем нет, обеспечена серьезная государственная поддержка, начинаются поставки по программе госсубсидий – производители предоставляют 15% скидку, а государство субсидирует расходы. Это здорово. Наша компания – семеноводческая, одна из крупнейших. У нас обширный парк техники, вполне вероятно, что будем сотрудничать и с РОСТСЕЛЬМАШ. Организация поездки понравилась, к тому так далеко от родины свой день рождения еще не отмечал.
…Чтобы описать впечатления от увиденного в Канаде помимо обязательной программы, наверное, понадобился бы отдельный выпуск журнала. Ежедневно мы открывали для себя что-то новое. И пускай большинство городских пейзажей мы видели почти ночью (и в Виннипеге, и в Торонто), но и в этом была своя прелесть. Венцом поездки стала экскурсия к знаменитому Ниагарскому водопаду. Незабываемое ощущение при виде громады бурлящей воды, падающей с высоты 16-этажного дома, к которой мы приблизились на кораблике. Захватывало дух, обдавало волнами распыленной воды, искрилась радуга. Ощущения фантастические.
Как и впечатления от деловой стратегии ростовских машиностроителей, которые, преодолев трудности бурного времени перемен, преобразовались в современную компанию, входящую в пятерку мировых производителей сельскохозяйственной техники.

<< Вернуться Журнал Зерно, Украина