9 апреля 2020 г.
Карта
сайта
Контакты

Евросоюз сделал России «подарочек» к годовщине ее вступления в ВТО

ЕС оспорил в суде утилизационный сбор на авто, введенный в сентябре 2012 года.
Поистине символический подарок приготовил России Евросоюз к первой годовщине ее вступления во Всемирную торговую организацию: Брюссель сегодня подал на нее иск в суд ВТО в связи с утилизационным сбором на легковые и грузовые автомобили, введенным правительством РФ в сентябре 2012 года. Сначала о намерении ЕС подать на Россию в суд сообщил сегодня «Интерфаксу» источник в Минэкономразвития РФ, а позже представитель комиссара ЕС по торговле Хелен Баннер подтвердила эту информацию, сообщают «Ведомости».
Подарок действительно символический. Если уж к первой годовщине Брюссель грозит России огромными штрафами (только возврат поступивших в бюджет с сентября 2012 года утилизационных сборов тянет где-то на десятки миллиардов рублей, а ведь Россию могут оштрафовать и дополнительно), то чего ждать Москве от своих «партнеров» по ВТО в дальнейшем?..
С 1 сентября 2012 года, напомним, в России был введен утилизационный сбор на все легковые и грузовые автомобили, размер которого был установлен в диапазоне от 20 000 рублей (за легковые авто) до 400 000 рублей (за грузовые). Поначалу ахнули все производители – как российские, так и иностранные, поскольку он распространялся на все авто, как на произведенные внутри России, так и на импортные. Изначально исключение было сделано лишь для производителей из стран Таможенного союза, то есть белорусских.
Но затем российским автопроизводителям было предоставлено право выбора – либо уплачивать утилизационный сбор заранее (так, как это обязали делать зарубежных), либо просто гарантировать, что на момент выхода произведенного ими авто из строя они возместят расходы по его утилизации. Иностранным производителям такое право предоставлено не было – кроме, повторим, белорусских, которым и так не надо было платить этот сбор.
Излишне говорить, что все основные отечественные производители тут же поклялись, что утилизируют за свой счет выпущенные ими авто, когда их срок эксплуатации закончится. Такие обязательства дали «АвтоВАЗ», «КамАЗ», ГАЗ и Sollers. Таким образом, де-факто утилизационный сбор с каждого проданного в России авто уплачивают в российский бюджет только зарубежные автоконцерны.
Такая дискриминация и возмутила Евросоюз, откуда в Россию поставляется больше всего иномарок. Брюссель счел (и, надо признать, небезосновательно), что российские автопроизводители изначально получили ценовую фору в размере 20-400 тысяч рублей (в зависимости от класса авто) с каждого проданного здесь транспортного средства. При нынешней конкуренции на российском рынке сумма, согласитесь, немалая.
И претензии Евросоюза вполне можно было бы понять, если бы Брюссель не «понесло». Выяснилось, что ради куска пирога на российском рынке – одном из крупнейших в Европе и к тому же быстрорастущем – Брюссель вообще против утилизационного сбора, то есть, по сути, выступает противником ужесточения Россией экологических норм эксплуатации авто, а также норм безопасности (старое же авто в среднем гораздо опаснее для окружающих).
По словам г-жи Баннер, утилизационный сбор не имеет никакого отношения к защите окружающей среды: это лишь способ «произвольно и необоснованно ущемлять в правах импортные автомобили». А как она возмущена тем, что утилизационный сбор взимается и за каждый ввезенный из Европы подержанный автомобиль (в размере от 2600 до 17 200 евро за штуку в зависимости от класса авто)! Похоже, при этом у нее чуть было не вырвалось: «Это же не ограничивает сбыт в России отработавшего в Европе автохлама».
Так что забота Брюсселя о недискриминационном характере российского рынка имеет вполне осязаемую природу. «США официально поставили себе задачу после вступления России в ВТО в течение двух-трех лет удвоить экспорт-продажи американских товаров в России. Евросоюз тоже ставит задачу дать своим компаниям дополнительные возможности открывать новые рынки и увеличивать свое присутствие на существующих. Поэтому то, что на Россию подан этот иск, – это неудивительно: наши зарубежные партнеры пользуются возможностями после вступления России в ВТО. Они и так уже увеличили свой импорт процентов на 15 в Россию, но стремятся еще больше увеличить, закрепить свое доминирование здесь», – пояснил «Правде.ру» президент ЗАО «Новое содружество» Константин Бабкин, подчеркнув, что поле возможностей российского правительства защитить своих производителей значительно сузилось после вступления страны в ВТО.
Процедура рассмотрения споров в профильном органе ВТО начинается с требования о проведении консультаций, объясняют «Ведомости». На этой стадии у Евросоюза и России будет возможность найти компромиссное решение, предотвратив дальнейшие разбирательства. Если же в течение двух месяцев договориться не получится, то Евросоюз может попросить ВТО создать специальную панель, которая установит, было ли легальным введение утилизационного сбора в России.
Если не договорятся по-доброму, отмечает «Московский комсомолец», будет по-плохому. В сентябре документы уйдут в третейский суд ВТО, и тогда России грозят многомиллиардные штрафы. По крайней мере, на все вырученные от утилизационного сбора деньги. Окончательных цифр еще нет, но только за сентябрь-октябрь прошлого года, по данным Минфина, в бюджет поступило 10 миллиардов рублей.