10 августа 2020 г.
Карта
сайта
Контакты

Тот хлеб, что в закромах!

Уборка зерновых в Хвастовичском районе подошла к финишу.
Была она, как всегда, нелёгкой, ибо зависела не только от погодных условий, но и от работоспособности техники, которая, к сожалению, в половине хозяйств очень сильно изношена и требует постоянных ремонтов.
В сельхозкооперативе «Коммунар» (председатель Иван Зевакин) в нынешней уборочной страде участвуют два комбайна: новый «Вектор», на нём трудится опытный механизатор Александр Лукашов, и старенький «Енисей», хорошо подремонтированный, а потому надёжный, - им управляет Анатолий Ткачук, токарь по роду занятий, комбайнер по призванию, за его плечами также больше десятка полевых сезонов.
Помогают им управляться с зерном шоферы Семён Василькин и Сергей Лункин. Каждый закреплён за конкретным комбайном, обеспечивая своевременную выгрузку нового урожая из бункеров и доставку его на ток на доработку и хранение.
- Такая расстановка основных и вспомогательных сил, - делится Иван Зевакин, - позволяет нам решать главную задачу: вести контроль как за работой комбайнеров, так и водителей. Это усиливает их соперничество и, конечно, способствует более успешной работе и общему конечному результату.
Уборка зерновых и здесь подошла к концу. Из 370 гектаров озимых и яровых культур убрано больше 90 процентов, поэтому основная нагрузка в работе с новым урожаем легла на ток хозяйства. Туда я и поехал, чтобы своими глазами увидеть этот завершающий этап нелёгкой многодневной работы.
Было около одиннадцати часов. Заведующий Алексей Евраскин и его молодой помощник Евгений Сандалов чинили транспортёр, который отгружает от одного из бункеров отходы очистки зерна от половы и сорных примесей.
- Вот порвалось полотно транспортера, - делится Алексей проблемой, - а нам нужно, чтобы ни соринки на асфальт не упало.
У нас ведь фактически нет ручного труда ни в одном процессе. Машины его заменяют. Если интересно, расскажу…
И он объяснил общую технологию работы с зерном, поступающим с поля. Груженая автомашина заезжает на подъёмник. Он её поднимает, помогая освобождаться от груза. Урожай поступает на комплекс ОБВ–160. В нём четыре бункера, в которых и производятся все последующие процессы обработки зерна: сушка, сортировка, дополнительная сортировка, если необходимо получить чистейшие, без соринки, семена.
- А если, скажем, мне нужен фураж?
- Вы его получите без активной обработки.
- А сушку он проходит?
- Да. Нынче, правда, влажность зерна небольшая, но примеси–то всё равно сырые, и если не просушить, то зерно влагу от них обязательно заберёт.
- Сколько же зерна вы можете переработать в сутки?
- Пшеницы или ржи - до 160 тонн, овса - вдвое меньше. В эту страду больше 80 тонн перерабатывать не приходилось: не хватало мощности комбайнов.
- А вся эта техника: трясилки, подборщики, вибраторы и прочее - что они на току делают?
- Стоят. Их, правда, можно и в металлолом отправить, но делать этого нельзя - вдруг понадобятся... Да и запчасти с них неплохие бывают…
- Ваши машины на каком топливе работают?
- На солярке и электроэнергии. Стараемся экономить - и то и другое стоит больших средств, а достаются они крестьянину потом и кровью…
Мы осмотрели сам комплекс ОБВ-160, другие механизмы. Свежего зерна в курганах я так и не обнаружил (в кадр попали еще не вывезенные отходы), поэтому спросил у Алексея, куда он девает готовое зерно.
- На склад отправляем, автомашиной. Его принимает по всем правилам учёта завскладом Александр Фирсов. Он и здесь нам иногда помогает.
Немного позже довелось еще раз поговорить с председателем СПК Иваном Зевакиным, приехавшим на ток по своим делам. Он добавил, что ток хозяйства в таком режиме работает много лет. Это и удобно, и выгодно.
- Раньше, бывало, здесь трудился целый коллектив работников. Привлекались даже старшеклассники. Работа кипела и в ночную смену. Сегодня ток обслуживают два человека. Причём Алексей по завершении уборки опять сядет за руль трактора. Механизмы законсервируем до следующего лета. Всё зерно окажется в хозяйстве Фирсова. Так что большое спасибо и Алексею Ивановичу, и Жене за их добросовестный труд, который лично у меня вызывает большое уважение, - сказал он.
Увлекшись разговором, мы не заметили, как на территорию тока въехала гружённая зерном автомашина ГАЗ–53. Она развернулась и задним ходом въехала на подъёмник зернокомплекса. Заведующий током щелкнул выключателем, и подъёмник наклонил кузов. Из него посыпалась в «колодец» пшеница. Уже через минуту пустой грузовик стал съезжать вниз. Пшеница тем временем по внутреннему транспортёру сгружалась в один из бункеров комплекса.
- Через несколько минут, - прокомментировал Евраскин, - начнется сушка, а затем будем очищать пшеницу от мусора.
…Урожай в СПК «Коммунар» в надёжных руках, поэтому и нет здесь его потерь.

<< Вернуться Весть, МСХ