15 ноября 2019 г.
Карта
сайта
Контакты

Константин Бабкин: Россия и Украина спасут производство аграрной техники только вместе

Украина не зря носит звание аграрной державы. Она – мировой лидер по производству и экспорту подсолнечного масла и подсолнечника, сильный поставщик пшеницы и кукурузы, осваивающий новый рынки. Однако сохранение ведущих позиций на аграрных рынках немыслимо без сильной производственной базы, которая была утрачена с распадом СССР. Глава Росагромаша Константин Бабкин изложил своё мнение по поводу восстановления кооперационных связей между российскими и украинскими предприятиями. Из выкладок бизнесмена следует, что только кооперация на уровне государств может вывести производство сельхозтехники на качественно новый уровень в России и спасти отрасль на Украине.
Что было
В советские годы на Украине действовало 120 предприятий сельхозмашиностроения, поставлявших свою технику в Россию и другие республики СССР. Завод Ростсельмаш, к примеру, получал порядка 40% комплектующих с предприятий Украины (в 2013 году доля украинских комплектующих составила только 2%). Украина, в свою очередь, была активным потребителем продукции Ростсельмаш – более чем на 90% украинский парк зерноуборочных комбайнов состоял из комбайнов ростовского предприятия. В 2013 году в Россию было поставлено только 802 украинских трактора (3% российского рынка), Украина получила всего 44 комбайна российского производства (5% украинского рынка), пишет К. Бабкин.
« Украина была важным рынком сбыта для техники, изготовленной в России. 
Украина сама выпускала мощные тракторы – на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ), также тракторы выпускались на «Южмаше» в Днепропетровске. Комбайны же поставлялись главным образом из России и Белоруссии. Собственных предприятий, обладающих опытом и технологией производства зерноуборочных комбайнов, в Украине не было, и с обретением независимости это стало серьезной проблемой.
В начале девяностых у Украины был неудачный опыт выпуска комбайна «Славутич» на Херсонском машиностроительном заводе по проекту КБ «Южное», специализировавшегося на проектировании ракет. Таким образом, выпущенный комбайн имел множество недостатков в конструкции и не соответствовал современным требованиям.
Однако выпуск комбайна этой модели и ее продолжения – «Скифа» – на ХМЗ продолжился. Спросом техника не пользовалась и приобреталась только благодаря госпрограммам.
« Сегодня многие кооперационные и торговые связи в сельхозмашиностроении разорваны. 
Что есть
На сегодняшний день парк сельхозтехники в Украине находится не в лучшем состоянии. В 2012 году в Украине было произведено всего 59 комбайнов. Потребности аграриев в технике покрыты лишь на 65%. Новая импортная техника стоит очень дорого, и зачастую сельхозпроизводителям приходится довольствоваться наследием прошлого века. В правительстве Украины подсчитали, что из-за использования устаревшей, изношенной техники АПК Украины теряет 20% сельхозпродукции. Для стабильного развития АПК парк сельхозмашин ежегодно должен обновляться.
Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк осенью прошлого года сообщал об увеличении объема закупок сельхозтехники за восемь месяцев 2013 года на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 12 тыс. единиц. Более половины закупленной техники было произведено в Украине, отметил он. Создание отечественного производства сельхозмашин является одной из главных задач украинского АПК, и на сегодняшний день в Украине идет борьба за рынок сельхозтехники.
Пока что рынок сельхозмашин для Украины остаётся исключительно импортным, и об освоении иных рынков думать не приходится. Раздел XVI товарной номенклатуры – машины и механизмы – является для внешнеторгового баланса Украины расходной, а не доходной статьёй.
 
Если на этом рынке не начнёт работать Россия, он очень скоро может оказаться потерянным. Украинские производители сельхозтехники получают все больше предложений о совместном производстве от зарубежных компаний. Производство сельхозтехники на Украине становится привлекательным для инвесторов благодаря развитию аграрного рынка страны и росту господдержки. Государство предоставляет аграриям субсидии на приобретение техники – но только местного производства. Именно поэтому зарубежные инвесторы начинают вкладывать средства в производство техники на Украине. Кооперация с зарубежными компаниями выгодна для украинских производителей.
Руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа отмечает, что передовые компании ежегодно тратят значительные суммы на исследования и разработку техники. Украинские предприятия такими суммами не располагают, поэтому кооперация – оптимальный вариант для них.
Активную поддержку украинской отрасли сельхозмашиностроения уже оказывает Белоруссия. Белорусские производители готовы предложить Украине свои технологии и механизмы удешевления поставляемой техники.
Вслед за белорусами внимание на украинские заводы обратили внимание немцы. В 2013 году в сотрудничестве с немецкой компанией Claas Херсонский машиностроительный завод наладил производство комбайнов «Скиф-ТУКАНО-440».
«Мы считаем, что украинский сельскохозяйственный рынок перспективный для экспорта продукции на рынки Восточной Европы и с оптимизмом настроены на работу в Украине», говорит региональный менеджер по экспорту группы компаний Claas Томас Клаусницер.
 
Что в наших силах
Россия пока стоит в стороне, при том, что развитие кооперации и восстановление реально работающего экономического союза на евразийском пространстве таит в себе огромные возможности.
« В 2010 году Украина… обратилась в правительство РФ с просьбой предоставить кредит в размере 380 млн. долларов США для приобретения 2000 зерноуборочных комбайнов российского производства. Однако, несмотря на поручение… В. В. Путина, Минфин России отказал в выдаче кредита. 
«Украина производит конкурентоспособные посевные комплексы, Россия и Белоруссия сегодня сильны в производстве оборудования для кормозаготовки. Наши страны должны взаимно предоставить режим наибольшего благоприятствования друг другу на рынке этих товаров, включая пошлины и допуск к закупкам компанией Росагролизинг и ее аналогами», – считает К. Бабкин.
В числе прочих предлагаются меры по восстановлению взаимодействия украинской и российской сельхозамашиностроительной отрасли, для чего необходимо стимулировать российский экспорт и расширять кооперацию. Всего за один год видится реальным поддержать отечественных производителей техники и восстановить межгосударственные связи.
В частности, Бабкин предлагает субсидировать российским предприятиям часть затрат на приобретение комплектующих украинского производства при условии, что аналоги таких комплектующих не производятся в России.
« С каждым шагом… наши страны должны получать очередные очевидные преимущества. Важно, чтобы выгоды была очевидна для обеих сторон. 
Промышленник видит необходимость в присоединении Украины к Таможенному союзу: «Нестабильность и другие проблемы Украина может решить лишь оживлением производства, и в этом через восстановление кооперации ей может помочь только наша страна».
При этом Россия должна стать более привлекательной для развития производства и кооперации. Для этого необходимо решить проблемы со стоимостью кредитных и сырьевых ресурсов, снижать налоги, упрощать ведение бухгалтерской отчетности. Необходимо субсидировать процентные ставки по кредитам, выдаваемым на приобретение несырьевых товаров, сделанных в России.
Поддержка стран-соседей должна быть связанной с приобретением российской продукции и восстановлением сотрудничества. Восстанавливать связи нужно и на уровне учебных заведений, приучая студентов к российской технике, и на уровне гуманитарных связей – в рамках выставок и визитов.