14 ноября 2019 г.
Карта
сайта
Контакты

Красный директор "Ростсельмаша" - о комбайнах и команде К.Бабкина

Юрий Песков, гендиректор "Ростсельмаша" в 1978–1996 годах, уверен, что лучший комбайн в мире делается сегодня именно в Ростове. По его мнению, перспективы модернизации российского села и создания новых рабочих мест напрямую зависят от судьбы отечественного сельхозмашиностроения
..."Мало того, в нашем 700-тысячном парке машин комбайнов "Дон-1500" было только 30 тысяч (меньше пяти процентов), а у них в парке было машин такого же класса больше половины. Поэтому и в США, и в Канаде, и в других странах хлеб убирали 5–7 дней, а у нас - по-прежнему за 25–30. При таких сроках это был уже не урожай, а остатки неосыпавшегося зерна. Терялось зерна, по оценкам агроспециалистов, до 30 миллионов тонн".
Доля комбайнов повышенной мощности в отечественном парке растет, но, как мы знаем, урожай у нас по-прежнему убирают около месяца. Это значит, что модернизации на селе пока так и произошло...
...Мы разработали совершенно новый комбайн "Дон-2600" - роторный комбайн, сегодня это "Торум". То есть создали всю линейку комбайнов "Дон" и весь набор навесных орудий для уборки зерновых, зернобобовых, масличных культур, кукурузы, трав и риса. В 1987–1988 годах завод ежегодно выпускал уже до 30 тысяч комбайнов "Дон" всех модификаций со всеми навесными орудиями. И уже тогда мы пришли к выводу, что без производства трактора это еще не все сельхозмашиностроение, а только его половина. Мне очень хотелось создать что-то подобное компаниям "Джон Дир", "Клаас" и "Кейс", которые имели и тракторные производства. Но наступил 1991 год - и планы рухнули. Чтобы сегодняшний "Ростсельмаш" достиг пика, ему необходимо освоить производство трактора. Благодаря тому что "Новое содружество" приобрело тракторный завод "Верситайл" в Канаде, мы приблизились к решению этой задачи...
...Первые комбайны на американский рынок РСМ поставил в 1987–1988 годах. Мы продавали там сотни комбайнов. Но мы делали, правда, для американцев какие-то отступления и внедряли те приборы, которые они у нас просили. То же самое сейчас делают и нынешние руководители РСМ...
...Мы сделали ширину комбайна не 1200, а 1500 миллиметров. А барабан - 800 в диаметре. Почему? Производительность комбайна зависит от угла охвата деки. Вот угол охвата деки - 120 градусов. Дека - это подбарабанье, на котором 95–98 процентов зерна вымолачивается. Мы, меняя только один параметр, решили проблему производительности комбайна чисто арифметически в два раза, а на самом деле - в пять. "Нива" молотила пять килограмм в секунду, "Акрос" - 10 килограмм, а "Торум" сейчас дает 25 килограмм.
- Но вы же новые детали не с нуля разрабатывали, все-таки брали за основу зарубежные аналоги?
- Мы брали за основу все. Около 500 наименований комплектующих изделий в Советском Союзе даже не знали, как назвать. Я уговорил начальство купить пять зарубежных комбайнов для "Ростсельмаша". Их купили и привезли в Солнечногорск на испытательную станцию. Среди них был "Джон Дир 8820". Мы его разобрали до последней детальки. И поняли, что сделать, как у них, мы не можем. У нас нет оборудования, на котором можно было бы обеспечить производство деталей такой конструкции. И мы разработали свои конструкции. Испытали их, а первый комбайн погрузили на теплоход и отправили в Америку, в штат Небраска - там есть испытательный стенд для сельхозмашин. И мы на этом испытательном стенде победили комбайн "Джон Дир". Они все были в обмороке. Так что на тот момент лучший комбайн мира - это "Дон-1500", сейчас он называется "Торум".
- Это официальная оценка?
- Есть документ, подписанный в Небраске. С тех пор, кстати, иностранцев невозможно уговорить проводить сравнительные испытания. Но, например, господин губернатор Краснодарского края заключил договор о строительстве завода "Клаас". Он хуже "Джона Дира", не говоря уже о "Торуме". Но губернатор давит на своих председателей: берешь комбайн - я дам тебе какую-то там скидку, не берешь - не дам...
...- С какого момента на "Ростсельмаше" начался кризис?
- Мы получали 55 процентов комплектующих с Украины, и с 21 августа 1991 года по 1 января 1992 года эти поставки прекратились полностью. А нам оттуда поставляли бортовые редукторы на мосты, двигатели, гидростатический привод на мост, резинотехнические изделия, ремни, подшипники и так далее… "Ростсельмаш" остановился. В течение полугода мы организовывали все это производство у себя на российских заводах. Мы за три месяца организовали производство двигателей на Ярославском заводе. Остановился Кременчугский завод на Украине, который делал КрАЗы, там не стали брать моторы из Ярославля - и мы стали главным потребителем ярославских двигателей.
Но угробил экономику завода один человек, его фамилия Черномырдин. В 1993–1994 годах у меня в незавершенке стояло 37 тысяч комбайнов. Там были и "Нивы", и "Доны". В том году созрел очень приличный урожай. И Черномырдин приехал на завод и говорит: "Юрий, я тебя прошу, отдай мне эти комбайны, мне нечем убирать хлеб, а я с тобой рассчитаюсь до Нового года". Я ему поверил и отдал. Он же председатель Совета министров. А я работал напрямую с Косыгиным, у меня были такие случаи, когда Алексей Николаевич звонил в два-три часа ночи и говорил: "Юрий, вот я сижу вот тут с Кунаевым из Казахстана, у него уборка начинается через неделю, а ему надо там 1200 комбайнов, как этот вопрос решить?" Я останавливал все погрузки, разворачивал все комбайны и отгружал в Казахстан необходимое количество - там самое тяжелое всегда положение было.
- Поэтому вы и Черномырдину отгрузили?
- Конечно. Деньги он мне отдал в конце 1994-го - через год. А тогда инфляция была 200 процентов и более. И мы, вместо того чтобы за 37 тысяч комбайнов получить деньги и восстановить оборотные средства, получили одни убытки. Если бы он со мной так не поступил, завод не был бы в таком тяжелом положении.
В 1996 году я ушел. И на три года исчез. Жил на даче, не приезжал в Ростов ни разу. Прошло три года, ко мне приехали три директора сельмашевских заводов - мы сидели долго и рассуждали по поводу того, что же делать с предприятием, потому что Чуб принял решение все-таки банкротить завод. Я не исключаю, что кому-то очень хотелось пустить под строительство жилья площадку завода.
- Этого в вашей книге нет.
- Я приехал к Чубу и говорю: "Владимир Федорович, вы понимаете, что Россия останется без хлеба? Потому что, что бы ни говорили, но как раньше "Ростсельмаш" своими комбайнами убирал 70 процентов зерна, так он и по сей день убирает 70 процентов. И только 30 процентов - импортными". А он мне в ответ: "Я ничего больше сделать не могу - я получил официальное указание из Москвы завод обанкротить".
Я говорю: "Тогда я вынужден включиться, "Ростсельмаш" банкротить нельзя". Он мне: "Не делай глупостей, у тебя ничего не получится". Я вышел и позвонил Борису Николаевичу - у меня был телефон, который он брал. Я ему все рассказал, он мне говорит: "Юрий, ты мне скажи, сколько тебе надо времени, чтобы этот вопрос решить".
Я ему говорю: "Года полтора". - "Хорошо, Юрий, я сейчас дам команду Чубу, чтобы он тебя полтора года не трогал". И он дал команду Чубу. Нас оставили в покое. А через полгода мы нашли "Новое содружество", которым руководят три человека: Константин Бабкин, Дмитрий Удрас и Юрий Рязанов. Это их заслуга в том, что РСМ и сегодня выпускает комбайны. Когда пришли, я им задал только два вопроса.
Первый: что вы собираетесь выпускать на "Ростсельмаше"? Они сказали: "Мы будем продолжать выпускать зерноуборочную технику". Я говорю: "Меня это устраивает". И второй вопрос: "Как вы поступите с долгами по зарплате?" Они говорят: "С теми, кто работает, до Нового года рассчитаемся (это было в августе). А с теми, кто ушел, - до первого июля следующего года". И то и другое они выполнили. После этого критический вопрос о том, будет ли существовать "Ростсельмаш", был снят...
Максим Калашников: как видите, Бабкин и его товарищи смогли вернуться к тому, что СССР делал в области "комбайнового прорыва" 1987-1988 гг. Но вот дальше им двинуться не дают: вся система кредитования экономики РФ, идиотская налоговая система РФ и отсутствие сравнимой с западной системы господдержки агромаша губят на корню лучший в мире комбайн!

<< Вернуться Блог m-kalashnikov. (Livejournal.com)